Индивидуальная поддержка развития детей в семье
12.03.2022
Индивидуальная поддержка развития детей в семье
При организации совместной работы дошкольного образовательного
учреждения с семьями необходимо соблюдать основные принципы:
открытость
детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и
видеть, как живет и развивается его ребенок);
сотрудничество
педагогов и родителей в воспитании детей;
создание
активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в
семье и детском коллективе;
диагностика
общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Поэтому главная цель работы с семьями для педагога это профессионально
помочь семье в воспитании детей, а дополняя и обеспечивая более полную
реализацию ее воспитательных функций:
развитие
интересов и потребностей ребенка;
распределение
обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся
ситуациях воспитания детей;
поддержка
открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
выработка
образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
понимание и
принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной
личности.
Данную цель воспитатель реализует через
следующие задачи:
воспитание
уважения к детству и родительству;
взаимодействие
с родителями для изучения их семейной микросреды;
повышение и
содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности
родителей;
оказание практической
и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ
теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с
детьми;
использование
с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из
индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Формы работы с родителями, которые использует педагог: 1. Коллективные (массовые) формы подразумевают работу
со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия
педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей. 2. Индивидуальные
формы предназначены для дифференцированной работы с родителями
воспитанников. Проводятся индивидуальные беседы, даются рекомендации и
памятки индивидуального характера. Для данной работы педагог составляет
план индивидуальной работы с семьями воспитанников. 3. Наглядно-информационные - играют роль опосредованного
общения между педагогом и родителями. В групповом помещении есть информационный
стенд, также для родителей на сайте детского
сада регулярно размещаются консультации. Об эффективности, проводимой работы педагога с родителями, свидетельствуют: проявление у родителей интереса к
содержанию образовательного процесса с детьми; увеличение количества вопросов к
педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и
потребностях; стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем ;
совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на
воспитанников. размышление родителей о тех или иных методах воспитания;
повышение их активности в совместных мероприятиях. План
сотрудничества с семьей направлен на построение конструктивного
взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных
представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Индивидуальная поддержка развития детей в
семье предусматривает мероприятия по следующим направлениям: 1. Психологическая поддержка
семьи; 2. Консультативная помощь; 3. Повышение
осведомленности об
особенностях развития
и специфических образовательных потребностях ребенка; 4. Участие родителей в
образовательной деятельности детского сада.
Цели взаимодействия с родителями |
Действия
специалистов |
Срок
выполнения (ответственный) |
Результат |
Анализ посещаемости ребенком ДОУ |
Наблюдения за общим состоянием
ребенка и |
В течение
года (воспитатель) |
Регулярное посещение ребенком ДОУ |
Диагностика уровня адаптированности ребенка в ДОУ |
Наблюдение за ребенком в процессе
фронтальных занятий |
В течение
года (воспитатель) |
Оценка эмоционального состояние ребенка в ДОУ |
Выявление
семей «группы риска» |
Наблюдение за участием родителей в
воспитании ребенка (посещение родительских собраний, утренников, мероприятий детского сада) |
В течение года (воспитатель) |
-Активное участие родителей
(законных представителей) в жизни группы |
Приобщение
родителей к ЗОЖ |
Беседа с родителями на
профилактические темы: «Вредные привычки родителей и их
влияние на развитие ребенка», «Семья», «Правильное питание» и др. |
Воспитатель |
Активное участие родителей в процессе воспитания ребенка |
Диагностика индивидуальных особенностей ребенка |
Семейное консультирование |
Воспитатель |
Рекомендации
по семейному воспитанию |
Поддержка одаренных воспитанников |
Совместная работа детей и
родителей: участие в конкурсах детского сада,
муниципальных и др. конкурсах |
Воспитатель |
Активное участие родителей
(законных представителей) в процессе
воспитания ребенка |