Развивающая предметно-пространственная среда

Развивающая среда является одним из условий, обеспечивающих качество дошкольного образования. Научно обоснованная организация среды в целом определяет эффективность образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, создает благоприятные условия для развития личности и деятельности детей раннего и дошкольного возраста. 

При создании среды необходимо руководствоваться и современными требованиями к организации образовательного процесса. Для проведения занятий, игр, наблюдений педагог подбирает и размещает в групповом помещении игрушки, материалы и оборудование для специально организованной и нерегламентированной деятельности детей в соответствии с Перечнем средств воспитания и обучения. Он включает оборудование, игрушки, игровой материал, наглядные пособия, которые отвечают психолого-педагогическим, эстетическим, эргономическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям и нормам. Задача педагога спроектировать развивающую предметную среду в соответствии с данным перечнем и содержанием учебной программы дошкольного образования.

Таким образом, среда должна:

  • обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка;
  • побуждать детей к деятельности;
  • способствовать развитию самостоятельности и творчества;  - обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка.

А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.

Нет чётко определенных требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. Создание современной развивающей среды обеспечивает целостное развитие ребенка как субъекта посильных детям дошкольного возраста видов деятельности.

При этом следует помнить правило: игры, игрушки, пособия не должны находиться на глазах детей бессменно. Условно пособия, оборудование, дидактические игры, материал можно разделить на три категории:

  • «СЕГОДНЯ». Тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях, в других формах взаимодействия с взрослыми. (Символика страны, разнообразие народов, мир животных и растений и т.д.)
  • «ВЧЕРА». Материал исследованный, уже известный, освоенный на личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний.
  • «ЗАВТРА». Содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем.

Таким образом, развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Предметно-пространственная развивающая среда  отвечает требованиям

  1. Безопасность предполагает соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Одним из требований к отбору материалов и оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Оно должно быть устойчивым и прочным. Материалы, из которых изготовлено игровое оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям.
  2. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию учебной программы дошкольного образования. Насыщенность предполагает оснащение среды средствами обучения и воспитания, игровыми материалами, игровым и спортивным оборудованием и инвентарем; разнообразие материалов и оборудования обеспечивающее игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, их эмоциональное благополучие. Предметное окружение детей раннего возраста предоставляет возможности для развития движений, моторики, координации, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
  3. Трансформируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей). Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии с сюжетом новой игры-спутника.
  4. Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Полифункциональность предполагает использование детьми предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления в разных видах детской деятельности. Так, например, предметы-заместители (детали конструктора, коробки) активно используются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, плоды и семена) – в познавательной, игровой и художественной и др.
  5. Вариативность среды предполагает наличие в ней различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Под вариативностью среды понимается наличие мест и материалов для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность.
  6. Доступность – возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.

Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей:

  1. Социально – коммуникативная;
  2. Познавательная;
  3. Речевая;
  4. Художественно – эстетическая;
  5. Физическая.

В каждой области имеются свои центры:

Центры, их функциональное назначение

Оснащение  центров

Центр сюжетно-ролевой игры  Социально-личностное развитие ребенка, расширение представлений об окружающем мире, обогащение игровых действий, ролевого взаимодействия, ролевого общения.

  1. Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей, куклы разных размеров.
  2. Разнообразные виды транспорта.
  3. Игрушки, изображающие предметы быта (посуда, бытовая техника, постельные принадлежности).
  4. Стационарная кукольная мебель (кухня, комната, спальня), мебель для игры «Магазин», «Больница», «Парикмахерская»,"Прачечная", "Почта России"
  5. Атрибуты для  сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», строительные игры «Пароход», «Самолет», «Гараж» и пр.
  6. Наборы образных игрушек небольшого размера для режиссерских игр (человечки, солдатики, герои мультфильмов).

Центр «Грамотности»  Развитие речевой активности, приобщение к литературному слову.

1. Книжный уголок 

  • художественная литература соответственно возрасту и тематике;
  • книжки-малышки;
  • детские журналы;

-серии сюжетных картинок;

  • тематические альбомы;

  • детские рисунки;
  • увлечения детей (открытки, календари); - иллюстрации писателей и их произведений.

2. Речевое развитие:

  • дидактические игры по развитию речи «Расскажи сказку», «Подбери слово»,

«Придумай рассказ»;

  • схемы-модели для составления разных видов рассказов.

Центр строительно-конструктивных игр 

Содействовать развитию разных видов конструирования.

1. Крупный напольный конструктор (деревянный, пластмассовый)

2.Разные виды  среднего по размеру конструктора

  1. Настольный мелкий деревянный конструктор
  2. Разнообразные игрушки и транспорт для обыгрывания построек     5. Тематические конструкторы

6.Схемы построек.

Центр предматематического развития Хочу такой сайтХочу такой сайт

Активизация познавательной деятельности, развитие познавательных процессов.

1. Формирование элементарных математических представлений.

  • дидактические игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу), на воссоздание целого из частей типа «Танграм», на сериацию по разным свойствам, игры на счет;
  • геометрические фигуры и тела;
  • цифровой ряд от 0-9;
  • демонстрационный материал по формированию элементарных математических представлений.

2. Развивающие игры:

  • развивающая игра  Никитиных «Сложи узор»;
  • дидактические игры «Ассоциации», «Четвертый лишний», «Найди отличия».

Центр познавательной практической деятельности Стимулировать активное отношение к окружающей действительности и способам ее изучения практическим путем.

1.Лаборатория:

  • емкости для игр с водой, песком
  • природный материал : шишки, камешки, вода, орехи, каштаны;
  • элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие; вспомогательное оборудование: воронки, лейки; специальные измерительные приборы: увеличительное стекло, весы; -карточки-схемы проведения опытов, микроскоп
  1. Дидактические игры на природоведческую тематику, иллюстрации с изображением зверей, птиц, рыб, овощей, фруктов, сезонных явлений.
  2. Игры для интеллектуального развития: настольно-печатные игры «Найди недостающую фигуру», «Чего не стало?», «Что общего?», игры-головоломки, мозаики, наборы «Лего» и пр.

Экологический центр 

Формирование обобщенных представлений об объектах и явлениях природы.

  1. Комнатные растения: бальзамин, колеус, аукуба, китайский розан, бегония, герань, агава, аспарагус и др.
  2. Календарь природы и погоды.
  3. Зимний огород: посевы семян гороха, кабачков и пр., посадки луковиц.
  4. Ветки деревьев (конец февраля): тополь, береза, сирень; рисунки детей, в которых отражаются наблюдения детей за ходом распускания веток.
  5. Наглядные пособия (альбомы, наборы картин, муляжи);
  6. Лейки, деревянные лопатки, пластмассовые ведерки, тряпочки, тазики, клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, стаканчики для посадки рассады.
  7. Альбомы «Времена года».
  8. Дидактические игры.
  9. Природный и бросовый материал.

Центр творчества

Овладение различными средствами и способами изобразительной деятельности

1.Изобразительные     материалы:         наборы      карандашей,          восковые    мелки, фломастеры, гуашь, акварель, пластилин, наборы для рисования в технике "Эбру"

2. Кисточки, палитры, баночки, доски для лепки, тряпочки, клеенки и пр.; 3. Трафареты, лекало.

  1. Альбомы для раскрашивания, 
  2. Бумага разного качества.

6.Печатки, губки, ватные тампоны, штампы, стеки.

  1. Материалы для разных техник рисования.
  2. Природный и бросовый материал для изготовления поделок совместно с воспитателем: катушки, верёвки, коробки, солома, каштаны, жёлуди и пр.; 9. Поделки из природного и бросового материала;
  1. Стенка для выставки детских работ.
  2. Мольберты.

Театрально-музыкальный центр.  Приобщение к театральному искусству.

Развитие интереса к музыке.

  1. Музыкальные игрушки (озвученные – музыкальная книжка, молоточек, волчок, погремушка, шкатулка); игрушка комбинированная с кнопками; не озвученные игрушки-самоделки.
  2. Музыкальные инструменты: металлофон, бубны,  барабан, деревянные ложки, колокольчики, дудочка, маракасы.
  3. Театр игрушки, настольный театр, плоскостной,  пальчиковый театр, театр «на палочках», «на перчатке», т
  4. Ширма
  5. Элементы костюмов, полумаски.

Центр развития движений. Развитие интереса к физической культуре, обогащение двигательного опыта.

1.Физкультурное оборудование: скакалки, шнуры, разноцветные флажки, мячи большие и теннисные мячи, набивные мешочки с песком для метания, ленточки, кубики, кегли, обручи, гимнастические палки, кольцеброс;

2.Дорожка здоровья для профилактики плоскостопия. 3.Дидактические игры по физической культуре - шапочки, медальки для подвижных игр.

Уголок безопасности

Формирование умений применять в повседневной жизни доступные правила безопасности.

  1. Элементарные макеты дороги, домов, ландшафтный стол ПДД
  2. Наборы машинок.
  3. Дорожные знаки.
  4. Настольно – печатные игры, атрибуты для игры «Пожарные». 5. Тематические альбомы с видами  различного транспорта.

Уголок дежурных Овладение простейшими процессами хозяйственно-бытового труда.

  1. Фартуки.
  2. Щетки- сметки.
  3. Совки.
  4. Карточки  учета дежурств воспитанников по столовой, к занятиям.

Уголок труда.

Формирование представлений о значимости хозяйственно-бытового труда в жизни людей.

  1. Фартуки из материала и клеенки (для мытья игрушек вместе с воспитателем).
  2. Уборочный инвентарь: таз, тряпки, щетки
  3. Альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда взрослых.
  4. Игрушки-орудия: лопатки, совочки, молоточк
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».