12.10.2022
Младший дошкольный возраст
Одна
из главных задач речевого развития в этом возрасте — формирование
правильного звукопроизношения.
Четкость и ясность речи (дикция) отрабатывается при помощи специального
речевого материала: шутки-чистоговорки, потешки на данный звук, песенки,
загадки.
Для отрабатывания звуков и звукопроизношения подходят потешки, где под
ударением слышится какой-либо гласный звук:
— ПетушО-Ок, петушО-Ок, ЗолотО-Ой гребешО-Ок
— Наши уточки с утра-А-А КрЯ-А, крЯ-А, крЯ-А
— Наши гуси у пруда-А-А ГА-гА, гА-гА, гА-гА!
Сначала
необходимо подбирать потешки со звукосочетаниями, уже имеющимися в словаре
ребенка. Усложняя задание педагог подбирает потешки с новыми звуковыми
сочетаниями:
— Во-ДИ-чка! Во-ДИ-чка! Умой Тане ли-Чи-ко!
— Ранним рано по утРУ-у-у пастушок ту-РУ-ру-ру
— Ой, ДУ –ду-ду-ду-ду, потерял пастух ДУ-ДУ
— КИ-ска,КИ-ска, Ки-ска, брысь
На дорожку не садись! Кис-кис-кис!
В словарной работе обратить
особое внимание на обогащение словаря, а это тесно связано с расширением знаний
ребенка об окружающем мире предметов, вещей, явлений.
Задача педагога: побуждать называть предмет, вещь,
игрушку, их качества, свойства, возможные действия.
Эта
работа планируется в виде разнообразных упражнений и игр для детей (поможем
кукле подобрать чайную посуду; назови, что умеет делать кошка и др.).
При формировании
грамматического строя речи необходимо способствовать умению детей
согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже,
употреблять существительные с предлогами.
Особое внимание нужно уделить работе с глагольной лексикой,
а именно способствовать тому, чтобы дети умели:
— правильно употреблять форму повелительного наклонения ед. и мн. числа (беги,
лови, покружитесь),
— спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим),
— образовывать от одних глаголов другие (встал-встает, умылся-умывается) или
образовывать глаголы из др. частей речи (воробей чик-чирик – чирикает, барабан
— барабанит) и др.
В младшем возрасте происходит овладение диалогом. Образцы
диалога ребенок получает от общения со взрослым.
Обучение
диалогическому общению осуществляется в форме
активизирующего общения. Это могут быть дидактические и подвижные игры,
творческая деятельность, инсценировки, игровые драматизации и др.
При обучении пересказыванию дети учатся воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам взрослого, затем вместе с ним (взрослый называет фразу или слово, ребенок – заканчивает предложение).
При рассматривании картин малыши сначала учатся отвечать на вопросы по содержанию (о персонажах и их действиях – кто это?, что делает?), затем составляют короткий рассказ вместе со взрослым.
При рассматривании
игрушек или предметов дошкольники отвечают на вопросы о
свойствах, качествах, действиях и назначении их.
Затем педагог подводит их к составлению рассказов об игрушке. Для описания
используется совместное рассказывание. Взрослый начинает, ребенок заканчивает:
«Это (кошка). Она (серая, пушистая). У кошки (хвостик, лапки, ушки). Кошка
любит кушать (рыбку, сметану).
В словарной
работе решаются следующие задачи:
— уточнять обобщающие понятия (игрушки, овощи, мебель и т.д.),
— формировать умение понимать многозначные слова, сочетаемость разных слов
(«идет» — о человеке, поезде, фильме),
— расширять представление о синонимах и антонимах,
— обучать разным способам словообразования, продолжать формировать умение
соотносить названия животных и их детенышей (в ед. и мн. числе, во мн. числе
род падежа),
— формировать умение образовывать разные формы глаголов, правильно спрягать
глаголы по лицам и числам.
В средней группе следует продолжать формировать навыки пересказывания и составления небольших рассказов. Необходимо подводить детей к составлению рассказов из личного опыта. Рассказывание предполагает обучение разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (напр., выявлению причинной связи: Мне нравится то-то, потому что…).
При формировании
описательной речи (описывать игрушки, предметы), желательно также
включать элементы рассуждения:
— начальное определение предмета,
— описание его свойств и качеств,
— конечная оценка и отношение к предмету.
Продолжать
формирование навыков повествовательной речи. Знакомить с
композицией связного высказывания (начало, середина, конец). Закреплять
представление о том, что рассказ можно начинать по-разному (Однажды… Дело было
осенью … Как-то раз…).
Как методический прием можно предложить детям заполнить схему рассказа (Как-то
раз собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Стали звери… И тогда…). Этим
приемом закрепляется представление о средствах связи между предложениями и
между частями высказывания.
Использовать коллективное составление связного высказывания, когда каждый ребенок может продолжить предложение, начатое взрослым или другим ребенком. В этом помогут сюжетные картинки, когда один рассказывает начало по первой картинке, другой развивает сюжет, а третий заканчивает рассказ. Задача педагога: помочь детям при переходе от картинки к картинке словами-связками (и вот тогда…, вдруг…, в это время…).
Старший дошкольный возраст
В этом возрасте особое внимание следует уделять синтаксической стороне речи, а именно развитию умения строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого необходимо включать упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых взрослым: «Дети пошли в лес, чтобы… они оказались там, где…».
Обязательно подводите детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение — из слов, слова – из слогов и звуков. Это является необходимым для подготовки их к усвоению грамоты.
В словарной
работе задача педагога — активизировать употребление антонимов,
синонимов, омонимов в речи, продолжать знакомить со значениями многозначных
слов.
Развитие связной речи. Дети должны анализировать
структуру любого высказывания: есть ли зачин (начало), как развивается действие
(событие, сюжет), имеется ли завершение (конец).
На первый план выступает формирование умения строить разные типы высказываний –
описание, повествование, рассуждение.