Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Приволенский детский сад «Аленка»
Согласовано:
Принято
на педагогическом
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МБДОУ
Управляющим советом
совете МБДОУ
™
МБДОУ Приволенский д/с «Аленка»
Приволенский д/с
МБДОУ Приволенский д/о,
приказ Ns 68 от 2.09.2024г.
«Аленка»
«Аленка»
___ £ 4L Гулакэва С.В.
Протокол № 1 от
2.09.2024г.
Протокол № 1 от 2.09.2024г.
Положение о взаимодействии с семьями воспитанников
(в соответствии с ФГОС ДО)
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
Приволенский детский сад «Аленка»
1.
Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов, их
обучающихся и родителей, цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной
деятельности
1.2. Положение разработано в соответствии с действующими правовыми и нормативными
документами системы образования: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), Уставом МБДОУ, основной образовательной
программой МБДОУ.
1.3. Система взаимодействия педагогов с родителями обеспечивает комплексный подход к
формированию ценностных ориентиров у обучающихся.
1.4. В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит
сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги детского сада.
4
2. Цель и задачи взаимодействия
2.1. Цель: сплочение родителей и педагогов детского сада и формирование единых
ориентиров у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
2.2. Задачи мониторинга:
повышение педагогической культуры родителей и формирование традиций семейной
культуры;
выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание
ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения обучающих
к традиционной культуре;
-
выявление эффективных форм сотрудничества родителями воспитанников и
повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования
базис личностной культуры детей;
-
гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в
организации семейного досуга;
-
повышение правовой грамотности родителей в области защиты прав и
достоинств ребенка;
-
повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры
родителей по всем фундаментальным основам воспитания: физического, социальнонравственного, художественно-эстетического, познавательного, базирующихся принципах
педагогики ненасилия;
-
организация комплексного сопровождения взаимодействия детского сада с
семьей со стороны специалистов: воспитателя, музыкального руководителя.
-
создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом,
установления дружеских взаимоотношений семей.
-
3. Основные принципы работы детского сада
Достижению цели и задач способствуют принципы работы детского сада:
функционирование его как открытой системы;
активное вовлечение родителей обучающихся в педагогический процесс с
использованием современных технологий и интерактивных методов
-
взаимодействия детского сада и семьи;
понимание, признание и принятие ребенка и его семьи;
приоритет культурологического подхода к определению целей и содержанию
воспитания детей;
-
переориентация педагогов с передачи знаний, умений и навыков на
формирование ценностных ориентации и воспитание отношений,
-
способствующих более продуктивному их усвоению;
формирование ценностно-смысловых ориентации (добра, красоты, познания,
здорового образа жизни), моральных эстетических ценностей, идеалов художественного
вкуса и творческой самореализации народных мастеров, представлений о смысле жизни
отдельного человека и целого народа средствами приобщения детей и их семей к
традиционной русской культуре;
амплификация развития ребенка в процессе организации развивающего
взаимодействия со взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми;
-
-
тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в
воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной
субъективности точки зрения педагога;
личностно-ориентированный подход и правила «педагогики ненасилия»,
-
принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях,
коллективных делах) и открытость (на сайте детского сада можно ознакомиться с Уставом,
Договором с родителями, Положением о Совете учреждения и иными локальными актами,
исторической справкой учреждения и текущей информацией);
принцип доброжелательности всех участников содружества, соблюдения
морально-этического устава, разработанного для формирования позитивных
взаимоотношений между родителями и педагогами;
-
принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания
образовательной Программы МБДОУ не допускается никакого принуждения).
-
4. Приоритетные направления работы по организации
взаимодействия детского сада и семьи Приоритетны следующие
направления работы:
изучение семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования
ценностных ориентиров;
-
группировка семей по принципу возможности их влияния на процесс
формирования ценностных ориентиров средствами традиционной культуры и музейной
педагогики в домашних условиях и условиях сотрудничества с детским садом;
-
-
анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной
деятельности и содружества семьи и детского сада.
3
5. Организация работы
5.1. Педсовет МБДОУ утверждает план работы по организации взаимодействия
детского сада и семьи на учебный год. Его содержание определяется задачами, стоящими
перед МБДОУ и конкретными условиями ее работы. План работы родительского комитета
МБДОУ согласовывается с заведующей МБДОУ.
5.2. Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает следующие этапы
работы:
изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала
для воспитания своего ребенка, детей группы;
-
составление программы совместных действий педагога и родителей;
анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной
деятельности.
5.3. Требования к организации взаимодействия детского сада и семьи:
целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по
предупреждению типичных ошибок родителей);
-
планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное
усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход к формированию системы
ценностных ориентиров и развитию личности ребенка);
-конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе
общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии
ценностей).
5.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия детского
сада и семьи:
сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со
всеми родителями группы;
-
взаимосвязь разных форм работы с родителями;
-одновременное влияние на родителей и детей, позволяющее сформировать ценностноориентированные отношения;
обеспечение в работе с родителями определенной последовательности,
системы согласования личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих
ценностей;
учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста
родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе
приобщения детей к ценностям традиционной культуры;
-
-ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного
учреждения с родителями: доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям.
5.5. Методы и формы организации совместного с родителями воспитательнообразовательного процесса:
посещение семей;
-
наглядная пропаганда педагогических знаний (стенды с рекомендациями для
родителей);
активные родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение
увиденного и ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок,
раздача памяток по теме собрания);
-
-
консультации;
-
устные журналы;
семинары-практикумы;
конференции для родителей;
дни
деятельности);
открытых
дверей
(открытые
просмотры образовательной
круглые столы;
деловая игра;
вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по
самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок
детей);
-
совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли;
5.6. Организация методической работы с педагогами:
семинары-практикумы, консультации для педагогов (вопросы подготовки и
проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей и формирования
ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду,
рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями,
современные методики воспитания и обучения детей).
5.7. Методы и приемы сотрудничества детского сада с семьей:
методы активизации, которые делятся на методы выявления и формирования
запроса родителей, поиска форм и методов реализации, корректировки;
методы
организация и контроль);
-
организации совместной
деятельности
(планирование,
методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное
обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка) и др.
-
5.8. Внутреннее и внешнее взаимодействие семьи и детского сада.
5.8.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников
воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, формирование
партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей;
Условия внутреннего взаимодействия:
создание в МБДОУ атмосферы общности интересов педагогов и родителей, их
эмоциональной взаимоподдержки;
переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и
поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей,
взаимопроникновение в проблемы друг друга;
-
-
соблюдение принципа единства воспитательных воздействий МБДОУ и семьи;
тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в
воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения
педагога.
Формы такого взаимодействия: совместные праздники, досуги, семейные экскурсии, защита
детско-родительских проектов, творческие мастерские, сайт детского сада с необходимой
информацией для родителей, материалами прошедших мероприятий.
5.8.2. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического
коллектива дошкольного учреждения с общественными и социальными структурами:
общеобразовательной школой, историческим музеем, домом культуры, и т.д.
4
6. Контроль
6.1. Контроль за организацией взаимодействия детского сада и семьи в группах и в МБДОУ
возложена на руководителя учреждения.
6.2. Координатором внутренних и внешних взаимодействий МБДОУ и развития пространства
является совет учреждения - коллегиальный орган самоуправления, в состав которого
избираются сотрудники дошкольного учреждения, родители, представители Учредителя.
Совет учреждения имеет полномочия не только совещательного, но и реального характера,
управляет процессами функционирования и развития образовательного учреждения,
сотрудничества с родителями обучающихся и общественными организациями. Он
определяет стратегию развития детского сада, помогает ему стать открытой и динамичной
системой, повышает роль родительского общества в образовательном процессе детского
сада, поселения, района.
6.3. В качестве общественной организации выступает родительский комитет –
представительный орган родительской общественности.
Родительский комитет призван помогать детскому саду в его работе и организовывать
выполнение всеми родителями (законными представителями) законных требований
дошкольного учреждения, содействовать педагогической пропаганде для успешного решения
задачи всестороннего развития обучающихся.
5
7. Документация
-
планы работы с родителями МБДОУ, группы на учебный год;
протоколы общих родительских собраний (протоколы хранятся в кабинете
заведующей);
-
протоколы групповых родительских собраний (протоколы хранятся в группе);
конспекты мероприятий;
результаты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях и
диагностических исследованиях, анкетировании с выводами, сравнительный анализ
мониторинга МБДОУ.
протоколы заседаний родительского комитета, совета учреждения (хранятся
в делах МБДОУ в кабинете заведующей).
-