Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Приволенский детский сад «Аленка» Согласовано: Принято на педагогическом УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ Управляющим советом совете МБДОУ ™ МБДОУ Приволенский д/с «Аленка» Приволенский д/с МБДОУ Приволенский д/о, приказ Ns 68 от 2.09.2024г. «Аленка» «Аленка» ___ £ 4L Гулакэва С.В. Протокол № 1 от 2.09.2024г. Протокол № 1 от 2.09.2024г. Положение о взаимодействии с семьями воспитанников (в соответствии с ФГОС ДО) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Приволенский детский сад «Аленка» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов, их обучающихся и родителей, цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной деятельности 1.2. Положение разработано в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами системы образования: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), Уставом МБДОУ, основной образовательной программой МБДОУ. 1.3. Система взаимодействия педагогов с родителями обеспечивает комплексный подход к формированию ценностных ориентиров у обучающихся. 1.4. В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги детского сада. 4 2. Цель и задачи взаимодействия 2.1. Цель: сплочение родителей и педагогов детского сада и формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. 2.2. Задачи мониторинга: повышение педагогической культуры родителей и формирование традиций семейной культуры; выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения обучающих к традиционной культуре; - выявление эффективных форм сотрудничества родителями воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базис личностной культуры детей; - гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга; - повышение правовой грамотности родителей в области защиты прав и достоинств ребенка; - повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей по всем фундаментальным основам воспитания: физического, социальнонравственного, художественно-эстетического, познавательного, базирующихся принципах педагогики ненасилия; - организация комплексного сопровождения взаимодействия детского сада с семьей со стороны специалистов: воспитателя, музыкального руководителя. - создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений семей. - 3. Основные принципы работы детского сада Достижению цели и задач способствуют принципы работы детского сада: функционирование его как открытой системы; активное вовлечение родителей обучающихся в педагогический процесс с использованием современных технологий и интерактивных методов - взаимодействия детского сада и семьи; понимание, признание и принятие ребенка и его семьи; приоритет культурологического подхода к определению целей и содержанию воспитания детей; - переориентация педагогов с передачи знаний, умений и навыков на формирование ценностных ориентации и воспитание отношений, - способствующих более продуктивному их усвоению; формирование ценностно-смысловых ориентации (добра, красоты, познания, здорового образа жизни), моральных эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой самореализации народных мастеров, представлений о смысле жизни отдельного человека и целого народа средствами приобщения детей и их семей к традиционной русской культуре; амплификация развития ребенка в процессе организации развивающего взаимодействия со взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми; - - тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога; личностно-ориентированный подход и правила «педагогики ненасилия», - принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах) и открытость (на сайте детского сада можно ознакомиться с Уставом, Договором с родителями, Положением о Совете учреждения и иными локальными актами, исторической справкой учреждения и текущей информацией); принцип доброжелательности всех участников содружества, соблюдения морально-этического устава, разработанного для формирования позитивных взаимоотношений между родителями и педагогами; - принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной Программы МБДОУ не допускается никакого принуждения). - 4. Приоритетные направления работы по организации взаимодействия детского сада и семьи Приоритетны следующие направления работы: изучение семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования ценностных ориентиров; - группировка семей по принципу возможности их влияния на процесс формирования ценностных ориентиров средствами традиционной культуры и музейной педагогики в домашних условиях и условиях сотрудничества с детским садом; - - анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности и содружества семьи и детского сада. 3 5. Организация работы 5.1. Педсовет МБДОУ утверждает план работы по организации взаимодействия детского сада и семьи на учебный год. Его содержание определяется задачами, стоящими перед МБДОУ и конкретными условиями ее работы. План работы родительского комитета МБДОУ согласовывается с заведующей МБДОУ. 5.2. Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает следующие этапы работы: изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей; группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы; - составление программы совместных действий педагога и родителей; анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности. 5.3. Требования к организации взаимодействия детского сада и семьи: целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по предупреждению типичных ошибок родителей); - планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход к формированию системы ценностных ориентиров и развитию личности ребенка); -конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей). 5.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия детского сада и семьи: сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы; - взаимосвязь разных форм работы с родителями; -одновременное влияние на родителей и детей, позволяющее сформировать ценностноориентированные отношения; обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей; учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры; - -ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного учреждения с родителями: доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями; соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям. 5.5. Методы и формы организации совместного с родителями воспитательнообразовательного процесса: посещение семей; - наглядная пропаганда педагогических знаний (стенды с рекомендациями для родителей); активные родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме собрания); - - консультации; - устные журналы; семинары-практикумы; конференции для родителей; дни деятельности); открытых дверей (открытые просмотры образовательной круглые столы; деловая игра; вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей); - совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли; 5.6. Организация методической работы с педагогами: семинары-практикумы, консультации для педагогов (вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей и формирования ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики воспитания и обучения детей). 5.7. Методы и приемы сотрудничества детского сада с семьей: методы активизации, которые делятся на методы выявления и формирования запроса родителей, поиска форм и методов реализации, корректировки; методы организация и контроль); - организации совместной деятельности (планирование, методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка) и др. - 5.8. Внутреннее и внешнее взаимодействие семьи и детского сада. 5.8.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, формирование партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей; Условия внутреннего взаимодействия: создание в МБДОУ атмосферы общности интересов педагогов и родителей, их эмоциональной взаимоподдержки; переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга; - - соблюдение принципа единства воспитательных воздействий МБДОУ и семьи; тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога. Формы такого взаимодействия: совместные праздники, досуги, семейные экскурсии, защита детско-родительских проектов, творческие мастерские, сайт детского сада с необходимой информацией для родителей, материалами прошедших мероприятий. 5.8.2. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива дошкольного учреждения с общественными и социальными структурами: общеобразовательной школой, историческим музеем, домом культуры, и т.д. 4 6. Контроль 6.1. Контроль за организацией взаимодействия детского сада и семьи в группах и в МБДОУ возложена на руководителя учреждения. 6.2. Координатором внутренних и внешних взаимодействий МБДОУ и развития пространства является совет учреждения - коллегиальный орган самоуправления, в состав которого избираются сотрудники дошкольного учреждения, родители, представители Учредителя. Совет учреждения имеет полномочия не только совещательного, но и реального характера, управляет процессами функционирования и развития образовательного учреждения, сотрудничества с родителями обучающихся и общественными организациями. Он определяет стратегию развития детского сада, помогает ему стать открытой и динамичной системой, повышает роль родительского общества в образовательном процессе детского сада, поселения, района. 6.3. В качестве общественной организации выступает родительский комитет – представительный орган родительской общественности. Родительский комитет призван помогать детскому саду в его работе и организовывать выполнение всеми родителями (законными представителями) законных требований дошкольного учреждения, содействовать педагогической пропаганде для успешного решения задачи всестороннего развития обучающихся. 5 7. Документация - планы работы с родителями МБДОУ, группы на учебный год; протоколы общих родительских собраний (протоколы хранятся в кабинете заведующей); - протоколы групповых родительских собраний (протоколы хранятся в группе); конспекты мероприятий; результаты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях и диагностических исследованиях, анкетировании с выводами, сравнительный анализ мониторинга МБДОУ. протоколы заседаний родительского комитета, совета учреждения (хранятся в делах МБДОУ в кабинете заведующей). -